Язык программирования C++ от Страуструпа

Шаг определение набора операций


Уточните определения классов, указав набор операций для каждого. В действительности нельзя разделить процессы определения классов и выяснения того, какие операции для них нужны. Однако, на практике они различаются, поскольку при определении классов внимание концентрируется на основных понятиях, не останавливаясь на программистских вопросах их реализации, тогда как при определении операций прежде всего сосредотачивается на том, чтобы задать полный и удобный набор операций. Часто бывает слишком трудно совместить оба подхода, в особенности, учитывая, что связанные классы надо проектировать одновременно.

Возможно несколько подходов к процессу определения набора операций.

Предлагаем следующую стратегию:

[1]    Рассмотрите, каким образом объект класса будет создаваться, копироваться (если нужно) и уничтожаться.

[2]    Определите минимальный набор операций, который необходим для понятия, представленного классом.

[3]    Рассмотрите операции, которые могут быть добавлены для удобства записи, и включите только несколько действительно важных.

[4]    Рассмотрите, какие операции можно считать тривиальными, т.е. такими, для которых класс выступает в роли интерфейса для реализации производного класса.

[5]    Рассмотрите, какой общности именования и функциональности можно достигнуть для всех классов компонента.

Очевидно, что это - стратегия минимализма. Гораздо проще добавлять любую функцию, приносящую ощутимую пользу, и сделать все операции виртуальными. Но, чем больше функций, тем больше вероятность, что они не будут использоваться, наложат определенные ограничения на реализацию и затруднят эволюцию системы. Так, функции, которые могут непосредственно читать и писать в переменную состояния объекта из класса, вынуждают использовать единственный способ реализации и значительно сокращают возможности перепроектирования. Такие функции снижают уровень абстракции от понятия до его конкретной реализации. К тому же добавление функций добавляет работы программисту и даже разработчику, когда он вернется к проектированию. Гораздо легче включить в интерфейс еще одну функцию, как только установлена потребность в ней, чем удалить ее оттуда, когда уже она стала привычной.


Причина, по которой мы требуем явного принятия решения о виртуальности данной функции, не оставляя его на стадию реализации, в том, что, объявив функцию виртуальной, мы существенно повлияем на использование ее класса и на взаимоотношения этого класса с другими. Объекты из класса, имеющего хотя бы одну виртуальную функцию, требуют нетривиального распределения памяти, если сравнить их с объектами из таких языков как С или Фортран. Класс с хотя бы одной виртуальной функцией по сути выступает в роли интерфейса по отношению к классам, которые "еще могут быть определены", а виртуальная функция предполагает зависимость от классов, которые "еще могу быть определены" (см. $$12.2.3)

Отметим, что стратегия минимализма требует, пожалуй, больших усилий со стороны разработчика.

При определении набора операций больше внимания следует уделять тому, что надо сделать, а не тому, как это делать.

Иногда полезно классифицировать операции класса по тому, как они работают с внутренним состоянием объектов:

-

Базовые операции: конструкторы, деструкторы, операции копирования.

-          Селекторы: операции, не изменяющие состояния объекта.

-          Модификаторы: операции, изменяющие состояние объекта.

-          Операции преобразований, т.е. операции порождающие объект другого типа, исходя из значения (состояния) объекта, к которому они применяются.

-          Повторители: операции, которые открывают доступ к объектам класса или используют последовательность объектов.

Это не есть разбиение на ортогональные группы операций. Например, повторитель может быть спроектирован как селектор или модификатор. Выделение этих групп просто предназначено помочь в процессе проектирования интерфейса класса. Конечно, допустима и другая классификация. Проведение такой классификации особенно полезно для поддержания непротиворечивости между классами в рамках одного компонента.

В языке С++ есть конструкция, помогающая заданию селекторов и модификаторов в виде функции-члена со спецификацией const и без нее. Кроме того, есть средства, позволяющие явно задать конструкторы, деструкторы и функции преобразования. Операция копирования реализуется с помощью операций присваивания и конструкторов копирования.


Содержание раздела