Язык программирования C++ от Страуструпа

Область видимости


Описанием определяется область видимости имени. Это значит, что имя может использоваться только в определенной части текста программы. Если имя описано в функции (обычно его называют "локальным именем"), то область видимости имени простирается от точки описания до конца блока, в котором появилось это описание. Если имя не находится в описании функции или класса (его обычно называют "глобальным именем"), то область видимости простирается от точки описания до конца файла, в котором появилось это описание. Описание имени в блоке может скрывать описание в объемлющем блоке или глобальное имя; т.е. имя может быть переопределено так, что оно будет обозначать другой объект внутри блока. После выхода из блока прежнее значение имени (если оно было) восстанавливается. Приведем пример:

int x;                             // глобальное x

void f()

{

  int x;                           // локальное x скрывает глобальное x

  x = 1;                           // присвоить локальному x

  {

     int x;                         // скрывает первое локальное x

     x = 2;                         // присвоить второму локальному x

  }

  x = 3;                           // присвоить первому локальному x

}

int* p = &x;                       // взять адрес глобального x



В больших программах не избежать переопределения имен. К сожалению,

человек легко может проглядеть такое переопределение. Возникающие из-за этого ошибки найти непросто, возможно потому, что они достаточно редки. Следовательно, переопределение имен следует свести к минимуму. Если вы обозначаете глобальные переменные или локальные переменные в большой функции такими именами, как i или x, то сами напрашиваетесь на неприятности.   Есть возможность с помощью операции разрешения области видимости :: обратиться к скрытому глобальному имени, например:

int x;

void f2()

{

  int x = 1;                       // скрывает глобальное x

  ::x = 2;                         // присваивание глобальному x

}


Возможность использовать скрытое локальное имя отсутствует.

Область видимости имени начинается в точке его описания (по окончании описателя, но еще до начала инициализатора - см. $$R.3.2). Это означает, что имя можно использовать даже до того, как задано его начальное значение. Например:

int x;

void f3()

{

  int x = x;                       // ошибочное присваивание

}

Такое присваивание недопустимо и лишено смысла. Если вы попытаетесь транслировать эту программу, то получите предупреждение: "использование до задания значения". Вместе с тем, не применяя оператора ::, можно использовать одно и то же имя для обозначения двух различных объектов блока. Например:

int x = 11;

void f4()                          // извращенный пример

{

  int y = x;                       //  глобальное x

  int x = 22;

  y = x;                           // локальное x

    }

Переменная y инициализируется значением глобального x, т.е. 11, а затем ей присваивается значение локальной переменной x, т.е. 22. Имена  формальных параметров функции считаются описанными в самом большом блоке функции, поэтому в описании ниже есть ошибка:

void f5(int x)

{

  int x;                           // ошибка

}

Здесь x определено дважды в одной и той  же  области видимости. Это хотя и не слишком редкая, но довольно тонкая ошибка.


Содержание раздела