Язык программирования C++ от Страуструпа


Иерархии классов


Рассмотрим моделирование транспортного потока в городе, цель которого достаточно точно определить время, требующееся, чтобы аварийные движущиеся средства достигли пункта назначения. Очевидно, нам надо иметь представления легковых и грузовых машин, машин скорой помощи, всевозможных пожарных и полицейских машин, автобусов и т.п. Поскольку всякое понятие реального мира не существует изолированно, а соединено  многочисленными связями с другими понятиями, возникает такое отношение как наследование. Не разобравшись в понятиях и их взаимных связях,  мы не в состоянии постичь никакое отдельное понятие. Также и модель, если не отражает отношения между понятиями, не может адекватно представлять сами понятия. Итак, в нашей программе нужны классы для представления понятий, но этого недостаточно. Нам нужны способы представления отношений между классами. Наследование является мощным способом прямого представления иерархических отношений. В нашем примере, мы, по всей видимости, сочли бы аварийные средства специальными движущимися средствами и, помимо этого, выделили бы средства, представленные легковыми и грузовыми машинами. Тогда иерархия классов приобрела бы такой вид:

движущееся средство  

легковая машина 

аварийное средство

грузовая машина

полицейская машина

машина скорой помощи

пожарная машина

машина с выдвижной лестницей

Здесь класс Emergency представляет всю информацию, необходимую для моделирования аварийных движущихся средств, например: аварийная машина может нарушать некоторые правила движения, она имеет приоритет на перекрестках, находится под контролем диспетчера и т.д.

На С++ это можно задать так:

class Vehicle { /*...*/ };

class Emergency { /*   */ };



class Car : public Vehicle { /*...*/ };

class Truck : public Vehicle { /*...*/ };

class Police_car : public Car , public Emergency {

  //...

};

class Ambulance : public Car , public Emergency {

  //...

};

class Fire_engine : public Truck , Emergency {

  //...

};

class Hook_and_ladder : public Fire_engine {


  //...

};

Наследование - это отношение самого высокого порядка, которое прямо представляется в С++ и используется преимущественно на ранних этапах проектирования. Часто возникает проблема выбора: использовать наследование для представления отношения или предпочесть ему принадлежность. Рассмотрим другое определение понятия аварийного средства: движущееся средство считается аварийным, если оно несет соответствующий световой сигнал. Это позволит упростить иерархию классов, заменив класс Emergency на член класса Vehicle:

движущееся средство (Vehicle {eptr})

легковая машина (Car)

грузовая машина (Truck)

полицейская машина (Police_car)

машина скорой помощи (Ambulance)

пожарная машина (Fire_engine)

машина с выдвижной лестницей (Hook_and_ladder)

Теперь класс Emergency используется просто как член в тех классах, которые представляют аварийные движущиеся средства:

class Emergency { /*...*/ };

class Vehicle { public: Emergency* eptr;  /*...*/ };

class Car : public Vehicle { /*...*/ };

class Truck : public Vehicle { /*...*/ };

class Police_car : public Car { /*...*/ };

class Ambulance : public Car { /*...*/ };

class Fire_engine : public Truck { /*...*/ };

class Hook_and_ladder : public Fire_engine { /*...*/ };

Здесь движущееся средство считается аварийным, если Vehicle::eptr не равно нулю. "Простые" легковые и грузовые машины инициализируются Vehicle::eptr равным нулю, а для других Vehicle::eptr должно быть установлено в ненулевое значение, например:

Car::Car()                         // конструктор Car

{

  eptr = 0;

}

Police_car::Police_car()           // конструктор Police_car

{

  eptr = new Emergency;

}

Такие определения упрощают преобразование аварийного средства в обычное и наоборот:

void f(Vehicle* p)

{

  delete p->eptr;

  p->eptr = 0;   // больше нет аварийного движущегося средства

  //...

  p->eptr = new Emergency;   // оно появилось снова

}

Так какой же вариант иерархии классов лучше? В общем случае ответ такой:



" Лучшей является программа, которая наиболее непосредственно отражает реальный мир". Иными словами, при выборе модели мы должны стремиться к большей ее"реальности", но с учетом неизбежных ограничений, накладываемых требованиями простоты и эффективности. Поэтому, несмотря на простоту преобразования обычного движущегося средства в аварийное, второе решение представляется непрактичным. Пожарные машины и машины скорой помощи – это движущиеся средства специального назначения со специально подготовленным персоналом, они действуют под управлением команд диспетчера, требующих специального оборудования для связи. Такое положение означает, что принадлежность к аварийным движущимся средствам - это базовое понятие, которое для улучшения контроля типов и применения  различных программных средств должно быть прямо представлено в программе. Если бы мы моделировали ситуацию, в которой назначение движущихся средств не столь определенно, скажем, ситуацию, в которой частный транспорт периодически используется для доставки специального персонала к месту происшествия, а связь обеспечивается с помощью портативных приемников, тогда мог бы оказаться подходящим и другой способ моделирования системы.

Для тех, кто считает пример моделирования движения транспорта экзотичным, имеет смысл сказать, что в процессе проектирования почти постоянно возникает подобный выбор между наследованием и принадлежностью. Аналогичный пример есть в $$12.2.5, где описывается свиток (scrollbar) - прокручивание информации в окне.


Содержание раздела